Московский Патриархат Ростовская-на-Дону епархия Приход храма Азовской иконы Божией Матери

Святитель Митрофаний Воронежский(1703 — 1953 гг.) /фрагмент/

05 марта
О жизни святителя Митрофана до его святительского служения мы знаем очень мало. Мы не знаем, где родился св. Митрофан, из какой среды он происходил, чем занимался в миру.
Только предполагаем, что родился он около 1623 г. в пределах Владимирского уезда и в миру носил имя Михаила. По некоторым данным, св. Митрофан был приходским священником, но овдовел уже не в молодых годах, имея от роду около 40 лет. Потеряв жену, Михаил в Золотниковокой обители принял монашество с именем Митрофана. В 1665 г. (по другим известиям в 1663 г.) митрополитом Сарским и Подонским Павлом был отправлен игуменом в Косьминакий Яхромский монастырь (на р. Яхроме, в Юрьевском уезде) и в течение 10 лет (1665 — 1675 гг.) он управлял небольшой и небогатой обителью. Благодаря его энергии монастырь соорудил новый каменный храм. В 1675 г. св. Митрофан был переведен игуменом в Макарьевский Унженский монастырь. При игумене св. Митрофане Макарьевская Унженская обитель вносила пожертвования на нужды ратных людей.

В 1682 г. св. Митрофан был вызван на чреду служения в Москву. В это время (1682 г.) и были образованы три новые епархии: Тамбовская, Воронежская и Холмогорская. На Воронежскую епархию был назначен епископ Митрофан. 2 апреля 1682 г. патриарх Иоаким, в сослужении 16 архиереев рукоположил св. Митрофана в епископа града Воронежа. В апреле скончался царь Федор Алексеевич, и отъезд св. Митрофана на место служения задержался — епископ Митрофан принимал участие в погребении царя Феодора, в венчании на царство новых царей — братьев Ивана и Петра Алексеевичей. Летом он непосредственно наблюдал прием в Грановитой палате.
ImageВоронежская епархия была новою и отдаленною от центра. Население Воронежского края состояло из беглых и новых поселенцев. Чувствовался недостаток и в достойных пастырях, зачастую стоявших не на высоте своего звания. Св. Митрофану пришлось прилагать много энергии к устроению церковной жизни. В своей личной жизни св. Митрофан был чрезвычайно скромен, но он много заботился о поднятии благолепия храмов и церковного богослужения, обеспечении храмов хорошей утварью, иконами, колоколами и т. д. Вскоре же после своего прибытия в Воронеж он заложил новый каменный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами (во имя архангела Михаила и ев. Николая).

Скоро политические события вызвали святителя Митрофана на Патриотический подвиг. В 1695 г. начались Азовские походы Петра, целью которых было укрепление южных окраин Русского государства и в дальнейшем выход России к морским (черноморским) берегам. Первый поход к Азову был неудачным, так как у Петра не было морского флота. Чтобы устранить этот недостаток, Петр энергично стал строить флот. Местом для сооружения флота стал Воронеж, куда стали свозиться нужные материалы и направляться специалисты-строители. Сооружение флота требовало больших издержек. Отлично представляя всю важность задуманного Петром дела, святитель Митрофан с церковной кафедры призьвал свою паству к активной поддержке правительства. Лично от себя св. Митрофан собственноручно отдал Петру все имеющиеся в его распоряжении средства в сумме 6 тысяч рублей серебром. «Всякий сын отечества, — сказал при этом св. Митрофан, — должен служить от имений своих нужде государственной; приими же, государь, от моих издержек оставшиеся сии деньги и употреби оные против неверных». Петр был растроган таким поступком святителя-патриота.

Флот был построен, и вторичный поход на Азов оказался успешным. 18 июля 1696 г. Азов был взят. Святитель Митрофан стал именоваться епископом Воронежским и Азовским. Азовский поход должен был стать прелюдией для дальнейшей войны уже на Черном море. Но в силу сложившейся на Западе политической конъюнктуры военные действия Петр перенес на берега Балтийского моря. В 1700 г. началась война со Швецией за выход России к берегам Балтийского моря. Потребовались новые издержки. Нарвское поражение в ноябре 1700 г. вокрыло крупные недостатки в составе русской армии, потребовались более мощная артиллерия и сильный флот. Св. Митрофан и здесь оказался верным своей Родине патриотом. В 1700 г. он вновь послал Петру четыре тысячи рублей. Петровская грамота на имя св. Митрофана гласит следующее: «Донесено нам, великому государю, что для общие христианские пользы, на вспоможение войны против неприятеля преста святитель, по доброжелательной ревности своей, на строение кораблей и ратным людям морского воинского флота, которые служат нам, дал ты из домовой своей казны 4 тысячи рублей в Воронеже. И мы, великий государь, усердное желательное твое к нам и ко всему христианскому народу радение жалуем милостиво и премилостиво восхваляем».

Посильные пожертвования на военные нужды святитель-патриот делал и в 1701 г., отправив Петру еще 3 тысячи рублей. Мы располагаем двумя благодарственными грамотами Петра на имя св. Митрофана, которые выявляют исполненное уважения отношение Петра к св. Митрофану.

Петр действительно высоко ценил св. Митрофана и всякий раз, когда бывал в Воронеже, навещал доброго старца. Однако, где это было нужно, св. Митрофан не соглашался с другом-царем. Передают такой случай из жизни св. Митрофана. Петр, часто проживая в Воронеже, построил там для себя небольшой дворец и у входа в качестве украшения расставил статуи греческих и римских богов. И вот однажды, идя к своему державному другу, св. Митрофан увидел эти статуи и круто повернул обратно. Петр вторично пригласил его, но святитель заявил, что доколь царь не повелит низвергнуть идолов, которые служат соблазном для народа, он не может явиться во дворец. Петр разгневался и в третий раз приказал святителю явиться во дворец, угрожая смертною казнью за ослушание. Св. Митрофан и на этот раз не явился во дворец и стал готовиться к смерти. В ближайший вечер зазвучал в соборе большой колокол. Петр удивился, так как день был обычный, непраздничный. О конфликте со св. Митрофаном он забыл и послал узнать, по какому поводу благовестят в большой колокол. Св. Митрофан объяснил посланнику, что он ожидает смертной казни и решил в последний раз помолиться со своей паствой о прощении своих грехов. Петр был поражен готовностью старца итти на смерть за свои убеждения и приказал убрать из дворца статуи языческих богов. Теперь святой старец охотно и беспрекословно явился в царский дворец и искренно благодарил царя за уничтожение статуй, вводивших в соблазн верующих. Дружба между царем и святителем продолжалась попрежнему. Рассказанный случай свидетельствует, что святитель бесстрашно относился к смерти. Заботился он облегчить загробную участь русских воинов, положивших жизнь свою на поле брани. В сохранившемся синодике святителя поминались воины, погибшие под Азовом, воины, погибшие в войне со шведами из полка Шереметьева, и скончавшиеся в плену.

Святитель Митрофан оставил после себя память как о нищелюбце. В его доме находили приют странники, бедные, вдовы и сироты.

Пастырская деятельность св. Митрофана в Воронеже была плодотворна и разнообразна. Много внимания он уделял и борьбе с расколом.

Двадцать лет правил св. Митрофан воронежской паствой. Чувствуя приближение смерти, святой старец составил завещание. Свидетельствуя о своей вере в Бога и Его Святую Церковь, св. Митрофан убеждает пастырей Церкви быть достойными своего высокого звания. Согрешивший рядовой мирянин даст ответ Богу за свои согрешения, за свою душу, а пастыри, не радевшие об овцах, дадут ответ за многих. Гражданским властям св. Митрофан завещал суд праведный и нелицеприятный, увещевал их осушать слезы вдов и сирот. А ко всем вообще, без различия их звания и положения, святитель обращается с такими наставлениями: «Употреби труд, храни мерность — богат будешь; воздержено пий, мало яждь — здрав будеши! Твори благо, бегай злаго — спасен будеши!»

Похоронить себя святитель завещал в Михайло-Архангельском приделе соборного храма, под церковью, и в одежде схимника, а не в архиерейском облачении.

Перед кончиной своей он стал схимником Макарием. 23 ноября 1703 г. святитель Митрофан скончался. Случилось так, что в этот день в Воронеже оказался Петр. Не зная о том, что его друг лежит на смертном одре, Петр поспешил в жилище святителя, но застал его уже при последнем издыхании. Он облобызал уже хладеющую руку, столь щедрую при жизни. Петр не отходил от одра святителя до последней минуты и самолично закрыл погасшие очи. К торжественному погребению святителя в кафедральный собор стеклось множество народа. От начала и до конца продолжавшегося погребального обряда присутствовал и Петр. Когда наступил момент выноса тела почившего к могиле и священнослужители приготовились было поднять гроб, Петр обратился к своей свите со словами: «Стыдно будет нам, если мы не засвидетельствуем благодарности нашей сему благодетельному пастырю отданием ему последней чести; мы сами вынесем его тело!» Петр и наиболее-знатные члены его свиты подняли гроб, отнесли в усыпальницу и опустили в могилу. Надгробная речь Петра была кратка, но глубоко содержательна и выразительна: «Не осталось уже у меня такого святого старца! Буди ему вечная память!» Нужны ли были какие-либо комментарии к этим правдивым словам?!
/Журнал Московской патриархии, 10, 1953, М. стр. 24-26/
Святитель Митрофаний Воронежский(1703 — 1953 гг.) /фрагмент/
Календарь